25 апреля 2014

Семинар «Рынок газомоторного топлива: состояние, проблемы и перспективные пути развития»

Seminar

24 апреля 2014 года в Конференц-центре ООО «Газпром ВНИИГАЗ» состоялся семинар на тему «Рынок газомоторного топлива: состояние, проблемы и перспективные пути развития».

В работе семинара приняли участие более 100 представителей дочерних организаций «Газпрома», крупных российских и зарубежных предприятий, занимающихся производством газомоторной техники и газобаллонного оборудования, а также учебных заведений и органов государственного управления.

С приветственным словом выступил исполнительный директор НГА, директор Центра использования газа Станислав Люгай.

Он рассказал о важной роли ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Центра использования газа в развитии газомоторного направления, а также о взаимодействии и значении НГА, подчеркнув, что именно профессионалы, объединившись под эгидой Национальной газомоторной ассоциации, распространили знания, положительный опыт, научно-техническое предвидение на новые регионы, на примерах убедили в эффективности развития газомоторного рынка, оказали содействие дальнейшему развитию процессов разработки, совершенствования и распространения новых технологий, материалов и оборудования для перевода автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта на экологически более чистые и экономически более привлекательные виды топлива.

В результате НГА объединила в своей деятельности несколько важных аспектов, необходимых для развития нового рынка: энергию специалистов, научно-методическое обеспечение процесса и информационную открытость, привлекающую новых заинтересованных участников.

Минувшие полтора десятилетия позволили Ассоциации инициировать и осуществить целый ряд интересных проектов, вызвавших положительную динамику газомоторного сектора: способствовать разработке правовых инициатив по расширению федеральной и региональной законодательной базы, распространить опыт регионов с богатой и эффективной газомоторной инфраструктурой, участвовать в разработке глобального проекта «Голубой коридор», стать партнером ежегодной Международной выставки GasSUF и учредителем научно-технического журнала «Транспорт на альтернативном топливе», содействовать формированию экспертного отраслевого сообщества.

С.В. Люгай отметил, что все нынешние участники высоко ценят консолидирующую роль Ассоциации и ее инициатив. Это означает, что вместе можно добиться новых высот, осуществить еще не один инфраструктурный проект, привлечь отраслевую науку, наладить взаимодействие с региональными и муниципальными структурами.

С основным докладом на тему «Пути ускоренного развития газомоторного бизнеса и повышение роли НП «Национальная газомоторная ассоциация» выступил главный инженер – первый заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Олег Степаненко.

Он рассказал о задачах Общества, которое определено единым оператором ОАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива. Это – комплексное развитие рынка ГМТ в Российской Федерации, закрепление в качестве отраслевого лидера на рынке ГМТ России, обеспечение значительного и стабильного роста продаж КПГ и СПГ в РФ и за рубежом.

Seminar

О.А. Степаненко отметил, что с учетом масштабов предполагаемого наращивания рынка производства и реализации газомоторного топлива роль государственной поддержки и стимулирования должна стать ключевой в ускорении процессов развития отрасли. Он также подчеркнул, что задачи НГА тесно пересекаются с задачами ООО «Газпром газомоторное топливо», что побудило Общество стать членом Партнерства.

ООО «Газпром газомоторное топливо» планирует занять активную позицию в составе Партнерства и предлагает рассмотреть ряд мероприятий, направленных на увеличение эффективности работы НГА в целях достижения ускоренного развития газомоторного бизнеса, а также на повышение роли и авторитета ассоциации. Есть все предпосылки к созданию на ее базе крупнейшего профессионального объединения, охватывающего все сферы газомоторного рынка и способствующего наращиванию своей роли в повышении профессионализма компаний – членов Партнерства и их дальнейшему развитию.

О перспективах применения сжиженного природного газа в качестве моторного топлива в сжиженном и регазифицированном виде рассказал главный научный сотрудник Центра использования газа, ООО «Газпром ВНИИГАЗ» д.т.н., профессор Станислав Горбачев.

На сегодняшний день в мире получили распространение три основных технологии использования газомоторного топлива – компрессорная, криогенно-компрессорная и криогенная. Определение эффективных технологий использования газомоторного топлива – одна из первоочередных задач в проектах газификации транспорта.

При развитии производства и использования СПГ в качестве моторного топлива в РФ целесообразно ориентироваться на мировые тенденции и опыт, в том числе и зарубежных стран. При газификации транспорта с высокими удельными показателями потребления топлива (железнодорожный, водный транспорт, тяжелая сельскохозяйственная и спецтехника, дальние перевозчики) необходимо ориентироваться на криогенную технологию.

Для дальнейшего развития производства и использования СПГ в качестве моторного топлива необходимо вести работы по поиску новых технических решений, направленных на снижение пожароопасности объектов малотоннажного производства и потребления СПГ, разработке технических условий на станции и оборудование для производства и потребления СПГ, унифицированных решений и типовых технических проектов станций производства и потребления СПГ. Следует завершить разработку требований пожарной безопасности к объектам малотоннажного производства и потребления СПГ и автозаправочным станциям, а также к передвижным заправщикам СПГ.

Доклад заместителя начальника Управления ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Петра Кузнецова был посвящен опыту и перспективам использования природного газа в качестве моторного топлива в Уральском регионе. В частности, он рассказал о результатах деятельности компании по эксплуатации АГНКС, реализации КПГ, переоборудованию автотранспорта на КПГ. Также он затронул тему использования ПАГЗ для заправки АТС, популяризации КПГ в качестве моторного топлива, производства СПГ и его использования в качестве топлива для подвижного состава РЖД.

Генеральный директор ОАО «Удмуртавтотранс» Альберт Ахметшин остановился на проблемах и перспективах перехода общественного транспорта Удмуртской Республики на компримированный природный газ. Он рассказал о проекте, целью которого является переход 70 % общественного транспорта Удмуртии на использование КПГ в качестве моторного топлива. Для достижения поставленной цели необходимо: осуществить переход 570 автобусов на использование КПГ; обучить персонал эксплуатации, ремонту и обслуживанию ГБА; привести инфраструктуру предприятия в соответствие с требованиями НТД, предъявляемыми для эксплуатации, ремонта и обслуживания ГБА; развить сеть сервисных центров по установке, ремонту и техническому обслуживанию ГБО.

Планом проекта предусмотрена реализация трех основных этапов:

  • I этап (2013 г.) – «Опытная эксплуатация ГБА»;
  • II этап (2014–2015 гг.) – «Пилотный проект: строительство двух АГНКС и переход на КПГ 50 % подвижного состава»;
  • III этап (2016–2020 гг.) – «Ввод в эксплуатацию 7 АГНКС. Эксплуатация 70 % автобусного парка на КПГ».

А.Ю. Ахметшин рассказал также о проблемах, без решения которых невозможности осуществить поставленные задачи.

Опытом развития газомоторного топлива в Республике Беларусь поделился заместитель генерального директора по реализации ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Дмитрий Аннюк. Он дал краткую характеристику сети АГНКС в Белоруссии, рассказал о проводимых мероприятиях по увеличению объемов реализации КПГ, использованию ПАГЗов и расширению сети с помощью пунктов бескомпрессорной заправки.

Д.М. Аннюк также проанализировал производственные результаты эксплуатации сети АГНКС, рассказал о государственном регулировании и последних достижениях промышленности в области использования природного газа на транспорте.

О задачах России в контексте развития мирового рынка использования газа в качестве моторного топлива рассказал главный специалист ООО «Газпром экспорт» Евгений Пронин.

Так, он отметил, что современный этап развития альтернативных видов моторного топлива в части использования природного газа характеризуется тем, что с начала XXI в. локальные (национальные) рынки стали складываться в региональные, что в свою очередь привело к формированию глобального межотраслевого сегмента промышленности. Российский газомоторный рынок по ключевым показателям развивается медленнее, чем в странах-лидерах. Темпы прироста парка ГБА за 2004–2013 гг. в России в 3,2 раза ниже мировых, АГНКС – в 2,3, а потребление природного газа на транспорте – в 1,3 раза ниже мирового.

Однако нельзя говорить о тотальном отставании России в этих вопросах. За последние 10 лет спрос на КПГ в России вырос в 2,4 раза, парк автомобилей на метане – в 1,6 раза, а численность АГНКС – всего в 1,2 раза. За этот же период природный газ на АГНКС России подорожал в 2,7 раза. Но при этом его номинальная цена в ряде регионов достигла 12 руб./м3, в то время как цена дизельного топлива взлетела до 33 руб./л. Трехкратная разница в цене на эти виды моторного топлива за 10 лет практически не изменилась.

По мнению Е.Н. Пронина, задача газификации транспорта не может быть эффективно решена при отсутствии межотраслевой программы восстановления и развития отечественного производства газоиспользующей и газозаправочной техники.

Опыту развития газозаправочной сети в Германии посвятил свое выступление начальник департамента Представительства «Э.ОН Глобал Коммодитиз СЕ», член совета НГА Андрэ Шуманн. В частности, он рассказал о развитии заправочной инфраструктуры КПГ в Европе и Германии. Также в докладе он рассказал об инициативе газовой промышленности Германии по развитию рынка КПГ, о факторах развития рынка КПГ, актуальных проблемах использования природного газа в качестве моторного топлива.

Директор по газомоторной технике и диверсификации ОАО «КАМАЗ» Евгений Пронин подготовил доклад на тему «Газомоторные автомобили КАМАЗ на природном газе как инструмент энергосбережения и энергоэффективности». В докладе было уделено внимание широкому использованию природного газа как моторного топлива, которое приобрело в последние годы статус государственной программы.

ОАО «КАМАЗ» с 1991 г. активно занимается разработкой и освоением производства газомоторной техники, модельный ряд которой на данный момент насчитывает более 30 моделей автомобилей, включая широкую гамму спецтехники для городского хозяйства, и 5 моделей автобусов. Необходимым условием расширения использования газомоторной техники является специально подготовленная сервисная сеть, развитию которой ОАО «КАМАЗ» придает большое значение. 24 сервисных центра по всей стране уже готовы обслуживать газовые автомобили и автобусы. Детально отработана технология сервиса, определен стандартный набор оборудования, созданы учебные программы и специальные учебные центры.

Практика показала, что только комплексный подход к формированию условий для использования газомоторной техники в каждом регионе обеспечивает успех. Это означает, что необходимо одновременно создавать плотную сеть АГНКС, развивать технический сервис, готовить инфраструктуру транспортных предприятий и вводить в эксплуатацию достаточное количество газомоторной техники.

Е.П. Пронин рассказал о пилотном проекте практической реализации такого подхода в Республике Татарстан. Его участниками стали

ОАО «Газпром», правительство республики, ОАО «КАМАЗ» и другие производители газомоторной техники. В регионе уже эксплуатируется большое число городских автобусов и коммунальной техники на газовом топливе, строятся и реконструируются АГНКС, существуют развитая сеть сервиса и учебный центр.

Вместе с тем дальнейшее развитие проекта в масштабах страны требует на начальном этапе действенных мер государственного стимулирования, наиболее эффективной формой которых является субсидирование потребителей на приобретение газомоторной техники.

Совместный доклад о техническом развитии, опыте в области машиностроения, монтажа и эксплуатации заправочных станций в Германии подготовили управляющий директор Геррит Брункен и инженер Даниел Мох компании CeH4 technologies GmbH.

В Германии насчитывается около 900 АГНКС, доступных для 100 тыс. автомобилей. Эти цифры показывают, что эффективность ПГ в качестве топлива не так высока, как могла бы быть. С учетом стремления домашних хозяйств и предприятий к снижению энергозатрат КПГ может стать реальным способом компенсации средств.

Существующая конструкция АГНКС, по мнению докладчиков, обладает очень низкой производительностью (100…200 м³/ч). В результате высокой нагрузки компрессора повышаются расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию. Помимо этого, большинство станций получают газ из газовых сетей под низким давлением, что неэффективно. Перспективная конструкция АГНКС должна быть ориентирована на большую загрузку транспортными средствами, что требует большей производительности (800…1500 м³/ч). Чем выше давление газовой сети, тем ниже эксплуатационные расходы станции.

CeH4 разработала мобильную АГНКС, которая может быть легко адаптирована к различным требованиям и условиям эксплуатации. Высокая производительность и стандартный размер заправочной станции дают возможность использовать АГНКС в качестве временного или постоянного решения. АГНКС построена в соответствии с европейскими и национальными правилами и стандартами.

Владимир Руденко, главный инженер, заместитель Генерального директора ОАО «ВНИКТИ», выступил с докладом на тему «Опыт создания и предварительных испытаний в условиях эксплуатации систем газоподготовки СПГ. Перспективы использования СПГ на локомотивах ОАО «РЖД».

ОАО «ВНИКТИ» по заданию РЖД разработало и проводит предварительные испытания в условиях эксплуатации магистрального газотурбовоза с газовой турбиной (мощность 8,5 МВт, запас СПГ 20 т) и маневрового газотепловоза с газопоршневым двигателем (мощность 0,8 МВт, запас топлива 5 т). Для газотурбовоза разработана система газоподготовки среднего давления (0,2…0,3 МПа) с расходом топлива до 2,5 т/ч. В процессе разработки и испытаний проверено три варианта гидравлических схем, исследована надежность соединений и арматуры в условиях реальной эксплуатации (температура воздуха от –45 до 35 С, уровень вибраций – до 1 g с частотами до 100 Гц). Для маневрового локомотива разработана безнасосная система газоподготовки низкого давления (0,22…0,31 МПа) с расходом газа до 250 кг/ч.

В основном системы готовы к серийному производству, однако есть ряд вопросов, требующих решения. К числу этих проблем В.Ф. Руденко отнес недостаточный ресурс работы арматуры и прежде всего насоса в условиях транспортной вибрации, недостаточное развитие инфраструктуры по производству СПГ и выполнению заправок, наличие в СПГ большого количества ШФЛУ и углекислоты, что приводит к снижению надежности арматуры, а также отсутствие нормативной базы.

В настоящее время в ОАО «ВНИКТИ» разработаны и проходят предварительные испытания опытные образцы магистрального и маневрового газовых локомотивов, серийное производство которых планируется со следующего года. Только для Свердловской дороги (депо «Сургут») до 2020 г. требуется по 50 таких локомотивов.

Об опыте развития рынка газомоторного топлива в Сибирском регионе рассказал главный инженер, первый заместитель директора филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» Александр Железнов.

Филиал ООО «Газпром трансгаз Томск» – «Томскавтогаз» – занимается развитием рынка газомоторного топлива на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным видом его деятельности является реализация КПГ через сеть АГНКС. В настоящее время в эксплуатации находятся 11 станций АГНКС, расположенных на территории Томской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей и Республики Алтай. Первая АГНКС была построена в 1987 г. в г. Томске. На сегодняшний день большинство станций реконструировано.

Филиал демонстрирует устойчивую динамику роста объемов реализации КПГ с 2009 г. Для повышения лояльности потребителей разработана и применяется маркетинговая политика в области производства и реализации газомоторного топлива, позволяющая получать потребителям скидки, а также замораживать цену на топливо на срок до двух лет.

Филиал активно занимается популяризацией серийного газового транспорта. При поддержке ООО «Газпром трансгаз Томск» проходят испытания газобаллонных автомобилей, приобретается серийная газовая техника.

На сегодняшний день рассматриваются такие направления развития газозаправочной инфраструктуры как строительство АГНКС с непосредственным подключением к ГРС, размещение компактных КПГ-блоков на многотопливных АЗС, применение передвижных автомобильных газозаправщиков, «материнско-дочерних» АГНКС и Крио-АЗС.

Мобильным средствам заправки КПГ и СПГ был посвящен доклад заместителя начальника отдела ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Бориса Соболева.

На базе ранее разработанного и изготовленного на предприятии опытного образца передвижной газификационной установки ПГУ 20-1000 ГНПРКЦ, прошедшего цикл опытной эксплуатации, выполнена работа по компоновке следующих изделий:

МГВД-10, предназначенного для заправки КПГ сельскохозяйственной техники и автотранспорта в полевых условиях с хранением и транспортировкой природного газа в сжиженном состоянии;

МГВД-20, предназначенного для заправки КПГ автотранспорта на АТП, автомагистралях и в городской черте с хранением и транспортировкой природного газа в сжиженном состоянии;

ТЗК-40 с насосной подачей, предназначенного для перевозки СПГ и слива его в криогенные емкости энергетических установок, а также для заправки криогенных бортовых емкостей автомобилей, тепловозов, речных судов, самолетов и ракетоносителей.

В настоящее время ведется работа по заключению договоров с ООО «РариТЭК» на разработку конструкторской и эксплуатационной документации и изготовление опытных образцов с последующей сертификацией и поставкой в регионы РФ единого пакета – автотранспорт, заправочные комплексы, сервисное обслуживание.

Тема выступления директора по продажам в Восточной Европе компании Xperion Energy & Environment Дарии Берндт была сформулирована так: «Баллоны высокого давления из композитных материалов – безопасная и экономически эффективная технология хранения и транспортировки газа». Технологические разработки компании концентрируются на создании и интеграции легких изделий из современных композитных материалов, применяемых для преобразования, хранения и транспортировки энергии. Запатентованная гибридная технология производства баллонов высокого давления IV типа Xperion устанавливает новые стандарты в сфере хранения и транспортировки КПГ. Прочность и безопасность баллонов марки X-STORE подтверждается сертификацией по международным стандартам.

В докладе генерального директора ООО «ВИТКОВИЦЕ РУС» Антонина Беранека и его заместителя Андрея Сульдина был изложен европейский опыт и планы компании Vitkovice Machinery Group (Чехия) относительно России в производстве, использовании и поставках оборудования для транспорта на газомоторном топливе, а также инфраструктуры по хранению, перевозке и заправке КПГ.

В работе Семинара в качестве экспертов приняли участие:

  • Главный научный сотрудник ВНИИПО МЧС России, доктор технических наук В.Л. Карпов
  • Главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор С.П. Горбачев
  • Профессор МАДИ, кандидат технических наук Ю.В. Панов
  • Директор АНО «Региональный Центр сертификации, мониторинга качества и защиты прав потребителей» В.И. Строганов
  • Начальник Управления энергосберегающих технологий и альтернативных топлив ФГУП «НАМИ», кандидат технических наук В.А. Лукшо
  • Начальник Лаборатории стандартизации и сертификации ООО «Газпром ВНИИГАЗ» С.Н. Десяткин

Семинар вызвал большой интерес всех участников газомоторной отрасли. В ходе его состоялись дискуссии, оживленный обмен мнениями и опытом по дальнейшему развитию и расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

Участники отметили важность и полезность содержательной части и высокий уровень организации и проведения семинара, а также высказали пожелание о необходимости дальнейшего проведения таких мероприятий на площадке Национальной газомоторной ассоциации.

НГА

НГА

НП «Национальная газомоторная ассоциация»