17 января 2017

Поезда и пароходы перейдут на экологическое топливо

Весь пассажирский транспорт в ближайшее время должен перейти на газомоторное топливо, уверены в министерстве транспорта РФ. В ведомстве уже готовят актуализированную программу по переходу на ГМТ поездов, пароходов и вертолетов. Представить программу планируется уже во второй половине 2017 г.

Только после перехода на газ можно добиться экологичности транспорта, считает глава минтранса Максим Соколов. Это особенно актуально в наступающем 2017 г., который объявлен Годом экологии.

Газомоторное топливо не только не вредит природе, но и считается одним из самых дешевых. Его активно используют на пассажирском транспорте более чем в 80 странах мира, но российские перевозчики не горят особым желанием переходить на газ. Эту ситуацию и предлагают изменить в транспортном ведомстве.

Сегодня затраты на традиционное топливо составляют треть от стоимости перевозок. А при переходе на газ, который в среднем в два раза дешевле, себестоимость перевозок снизится на 15-20 %, подсчитала разработчик проекта программы Светлана Воронцова.

Что касается пассажирских тепловозов, то уже запущен пилотный проект по внедрению сжиженного природного газа (СПГ) на магистральных и маневровых локомотивах на участке Сургут – Войновка Свердловской железной дороги. В дальнейшем магистральные газотурбовозы предусматривается задействовать на участках Сургут – Новый Уренгой и Сургут – Нижневартовск.

Использовать газомоторное топливо на морских судах в первую очередь могут начать в Балтийском бассейне, который входит в районы контроля выбросов оксидов азота и серы. С 2015 г. в зонах особого контроля за выбросами (Sulphur Emission Control Areas) вступило в силу требование о том, что содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,1 %. Газомоторное топливо позволяет полностью исключить выбросы оксидов серы и твердых частиц, снизить на 90 % эмиссию оксидов азота и на 30 % – выбросы СО2.

В перспективе силовыми установками, работающими на СПГ, планируется оснастить пассажирские суда на внутригородских и пригородных линиях, туристические суда, суда портового флота, сухогрузы смешанного плавания. Внедрение новой технологии позволит снизить затраты на транспортировку на 15-20 % и сократить выбросы загрязняющих веществ на 20-30 %, отметила Светлана Воронцова.

В качестве пилотных регионов для внедрения газомоторного топлива на речном транспорте предлагаются Татарстан, а также суда Северо-Западного и Московского пароходств. Именно там сейчас большой пассажиропоток на пригородных речных маршрутах. Заправлять суда СПГ можно непосредственно из автомобильных или железнодорожных цистерн, от береговых или плавучих установок, считает С. Воронцова.

Что касается авиации, то во многих регионах добычи газа и нефти имеется достаточно большое количество попутного нефтяного газа. Применение вместо авиакеросина более дешевого авиационного сконденсированного пропан-бутанового топлива (АСКТ), которое может вырабатываться из попутного нефтяного газа, позволит существенно удешевить и активизировать региональные авиаперевозки, считает эксперт. Наиболее готовые регионы для реализации пилотных проектов использования газа на вертолетах – Ханты-Мансийский округ – Югра, Ненецкий и Ямало-Ненецкий округа.