18 марта 2017

Экспорт и инновации – будущее российского автопрома

В Санкт-Петербурге завершилась ХI ежегодная международная конференция AutoInvest®2017, которая проходила с 14 по 16 марта. В мероприятии приняли участие более 150 экспертов и профессионалов автомобильной отрасли, среди которых топ-менеджеры ведущих автосборочных и автокомпонентных предприятий, представители органов государственной власти, научно-исследовательских институтов, профильных союзов и ассоциаций.

Официальная программа конференции началась 14 марта с делового завтрака с вице-губернатором Санкт-Петербурга Сергеем Мовчаном. Среди участников были первые лица автомобильных предприятий и представители ключевых компаний отрасли: Чой Донг Ель, генеральный директор ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»; Ёсинори Мацунага, директор филиала ООО «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге; Ино Муберг, генеральный директор ООО «Трак Продакшн Рус»; Татьяна Горовая, директор по взаимодействию с правительством и государственными органами ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»; Вячеслав Жигалов, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»; Михаил Лихачев, председатель правления – генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо»; Станислав Люгай, исполнительный директор НП «Национальная газомоторная ассоциация» и другие.

Пленарное заседание конференции AutoInvest началось с краткого аналитического обзора автомобильного рынка от The Boston Consulting Group. Артурc Смилкстиньш, руководитель проектов BCG, в своем выступлении отметил, что впервые за три года в 2017 году ожидается рост автомобильного рынка на 5-7 %: «Согласно проведенным исследованиям, наблюдается позитивная динамика развития автомобильного рынка. Во-первых, из-за отложенного спроса, который возник благодаря затянувшемуся кризису. Во-вторых, экономика начинает стабилизироваться, в результате чего увеличивается рынок кредитования. В-третьих, на рынке появляются обновления, что также благоприятно влияет на развитие автопрома». Артурc Смилкстиньш предложил автопроизводителям два сценария развития отрасти – «бюджетный экспортер» и «локальный инноватор».

Максим Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, в своем докладе отметил, что развитие петербургского автопроизводства и повышение уровня локализации является одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед правительством города и бизнесом.

Максим Семенович подвел итоги текущего года: «Несмотря на то, что два последних года были сложными для автомобильной отрасли, по итогам января в Петербурге было выпущено 25,5 тыс. автомобилей, что составило 32 % от общего российского показателя. В конце 2017 года планируется увеличение объема производства автомобилей на 7 %». Кроме того, все меры, которые были приняты правительством РФ в 2016 году, будут сохранены и в 2017-м. Общий объем финансирования автопрома в 2016 году составил более 50 млрд рублей, что на 7 млрд больше, чем в 2015 году. Тенденция увеличения сохранится и в 2017 году.

О стратегических аспектах развития российского автопрома на горизонте 2025 года рассказал Юрий Трощенко, младший партнер McKinsey & Company. В своем выступлении Юрий Владимирович акцентировал внимание на изменениях, приоритетных задачах и перспективных направлениях развития автомобильной отрасли: «…Можно выделить три группы глобальных тенденций: изменение конструкции автомобиля (переход на беспилотный и электрический транспорт), развитие мобильных сервисов, разработка и внедрение новых технологий и подходов к производству».

Продолжил тематику перспективных направлений развития российского автопрома Алексей Гогенко, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», уделив особое внимание развитию беспилотного транспорта. В то время как мир переходит на высокую ступень создания «умных» автомобилей, российские разработки в области автоматизации и роботизации транспорта все еще находятся на начальных стадиях развития. Основными факторами, сдерживающими рост рынка электромобилей, являются отсутствие необходимой инфраструктуры в России и высокая стоимость относительно аналогов. «К 2020 году стоимость электромобиля сравняется с аналогами, что станет «переломным» событием в динамике рынка электротранспорта», – отметил Алексей Федорович. Напомним, что в 2012 году во ФГУП «НАМИ» был создан первый автомобиль в России, продемонстрировавший беспилотные функции. На сегодняшний день ФГУП «НАМИ» является лидером в области развития беспилотного транспорта в нашей стране, разработки тягового электропривода ТС, а также создания новых автомобильных платформ.

В рамках мероприятия участникам были продемонстрированы новейшие автомобильные разработки. ФГУП «НАМИ» представило проект «ШАТЛ» (Беспилотная Широко Адаптивная Транспортная Логистика) – автомобиль, оснащенный беспилотной системой управления движением с комплексированием данных навигационной, инерциальной и одометрической систем. «ШАТЛ» запланировано ввести в эксплуатацию уже на чемпионате мира по футболу в 2018 году. А компания Hyundai Motor представила проект Autonomous IONIQ, в котором водитель также исключен из управления автомобилем.

Отдельной темой для дискуссии на AutoInvest стало развитие экспорта автомобильной продукции и выход на новые рынки. Эксперты рассмотрели планы автомобильных компаний в экспортном направлении автомобильной отрасли, стратегии развития автопроизводства, создание сбытовых и сервисных сетей и партнерств на приоритетных рынках, а также совершенствование механизмов предоставления финансовых услуг.

Как отметила Наталия Щербакова, партнер, руководитель налоговой практики по обслуживанию компаний автомобильной отрасли PwC в России, на правительственном уровне сформулировано концептуальное видение в отношении государственной поддержки экспорта, однако для его успешной реализации требуется более тесная кооперация между бизнесом и государством. «В настоящее время наибольший интерес для российских автопроизводителей представляют преимущественно рынки развивающихся стран: Белоруссия, Казахстан, Куба, Ливан, Алжир, Вьетнам, Иран, Египет и Мексика», – пояснила Наталия Спартаковна.

Заключительное заседание конференции AutoInvest было посвящено тенденциям и перспективам использования альтернативных видов топлива. В ходе дискуссии были рассмотрены стратегии, планы реализации и программы перехода российского автотранспорта на газомоторное топливо, беспилотный и электромобильный транспорт.

Об использовании электробусов в городских маршрутных сетях, механизмах их внедрения, результатах и условиях окупаемости рассказал Сергей Иванов, руководитель компании Drive Electro: «Первый российский электробус с 2011 года по настоящее время используется в Новосибирске. Пробег троллейбуса составляет более 200 км на одной зарядке. Опыт использования аккумуляторов первого поколения, с запасом хода более 200 км, показал положительные результаты. Но аккумуляторные батареи тяжелые, что не позволяет перевозить достаточное количество пассажиров, и их нельзя быстро подзаряжать на маршруте. Поэтому было принято решение использовать более легкие литий-титанатные батареи – второе поколение электротранспорта».

Во второй день конференции участники посетили производственные площадки Санкт-Петербурга: ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и ООО «СНОП Рус». Кроме того, в течение всех дней работы конференции для участников мероприятия была открыта Биржа деловых контактов.

В 2017 году конференция AutoInvest®2017 впервые прошла на одной площадке с выставкой Automechanika St. Petersburg и Петербургской технической ярмаркой.

Традиционно, по результатам Конференции будут сформированы практические предложения для органов государственной власти и заинтересованных организаций.